Главное меню

Почему слово "катавасия" приобрело другое значение - хаоса, беспорядка?

Автор Nnd, Март 30, 2024, 20:34

« назад - далее »

Nnd

Изначально слово "катавасия" имело связь с церковным песнопением. Позже приобрело значение хаоса, беспорядка в разговорной речи. Почему это произошло? С чем связано изменение значения слова? Можно ли этот пример назвать семантическим неологизмом (старое слово, приобретшее новое значение)?

Flinrly

Катавасия - слово греческое, а вовсе не французское, как утверждает предыдущий оратор. Оно не просто "связано" с церковным песнопением, оно обозначает действие, которое певчие должны совершить перед его исполнением.
По традиции, пошедшей с тех времён, когда архитектура храма не предполагала никаких балконов, на которых стоял бы хор, певчие находились внизу, по обе стороны от алтаря, но на двух несколько возвышенных и огороженных площадках, называвшихся клиросами. Собственно, "певческий балкон", имеющийся в наше время во многих (но не всех) храмах - это сильно "выросший" и "сросшийся" клирос, который "выгнали на задворки помещения". Его ещё называют "хоры", чем как бы намекают, что там "2-в-1". Намеренно выражаюсь просто, ибо сложностей уже и без того хватает.
Канон (как богослужебное песнопение) состоит из 9 "куплетов" (прости, Господи, за такое упрощение), а "припев", который может исполняться и после каждого "куплета", и только после 3, 6, 8 и 9-го, представляет собой "компиляцию" из первых строчек всех "куплетов". Это особый вид искусства - составить каждый из 9 текстов так, чтобы и из первых строчек, которых набирается тоже 9, "вытанцовывалось" нечто, наполненное смыслом. Для исполнения этого "припева" обе половинки хора сходились вместе посреди храма.
А теперь представьте интерьер церкви внутри. У нас ведь нет скамеечек, на которых сидят верующие. Они ведь могут стоять повсюду. И вот, начинается: хор, мирно стоявший по своим возвышенным углам, начинает двигаться, "прорывая тоннель" сквозь толпу. Верующие, конечно, расступаются, уступают дорогу, но всегда ведь есть глухие, слепые, недогадливые и медлительные, усложняющие простой, в принципе, процесс.
И вот хористы отпели катавасию, теперь они возвращаются на клиросы, назад, чтобы пропеть "речёвку" из канона. А потом опять разворачиваются и сходятся посреди храма ради "припева". А потом опять разворачиваются и расходятся. А потом вновь сходятся. Если батюшка очень строгий, то хождение туда-сюда происходит все 9 раз подряд. Если батюшка практичный, то процесс ограничивается всего четырьмя эпизодами.
Ума не приложу, что двигало тем, кто первым решил, дескать, хористам нужно размять ноги посреди службы, но я хорошо понимаю того, кто первым предложил не ходить туда-сюда, а исполнять ирмосы (те самые "припевы") там же, где исполнялись и песни канона. Девять или четыре, любая катавасия посреди службы - это избыточное движение, задержка богослужения, какие-то суетные "манёвры", перебивающие мысли о вечном, на которые должны быть настроены и священнослужители, и паства. По этой житейской логической причине слово "катавасия" в миру приобрело значение беспорядка. Это и был именно беспорядок, который не удалось превратить в порядок, от него легче было отказаться, что и произошло.
                                                                              

Богдан_Р

Вообще, катавасия с французского - сбор двух церковных хоров для совместного пения. Думаю, впоследствии это и стало синонимом хаоса, тк представьте себе, какой хаос начинался, когда собирались петь два совершенно разных хора.