Главное меню

Новости:

SMF - Just Installed!

Каково правильное словоупотребление слова "именинник"?

Автор Micyell, Март 30, 2024, 13:04

« назад - далее »

Micyell

Ведь с одной стороны, именины - это день Ангела человека, день его именин, который может и не совпадать в днем его рождения. Кроме того, по-настоящему день анлега празднуют только очень глубоковерующие: они отмечают этот день исповедью и причастием, может быть чтением Жития того святого, чье имя они носят.
При СССР, человека, который отмечает день рождения называли именинник, а насколько это правильно?
Если ли иной способ назвать человека, светского человека, которые отмечает (или не отмечает) день рождение?
Какие понятия "именинник" есть в других славянских языках и культурах?

Стрым

Именинник - человек, празднующий свои именины. В православной и католической традиции это день памяти святого.
День рождения - праздник, посвященный появлению на свет.
Именины и день рождения часто совпадают, а на Руси так было почти всегда, ведь имя новорожденному выбирали по святцам. И все же это два разных праздника даже тогда, когда когда они отмечаются в один день.
Надо также учитывать, что память некоторых святых отмечается несколько раз в году (например, день смерти и день перенесения мощей). Человека же называют в честь одного святого или в честь одного из праздников, посвященных святому.
                                                                              

Qucani

Празднование для имени (именины) имеет церковное происхождение. Поскольку в период с XVII по XX век РПЦ являлась частью государственного аппарата (её главой являлся российский император), именно церковь осуществляла регистрацию рождений и фактически нарекала именем. Наречение именем осуществлялось при крещении, то есть фиксация (регистрация) рождения происходило одновременно с введением в православную общину (в широком смысле).
Новокрещенный должен был получить имя в соответствии с христианскими правилами, то есть согласно имени того святого, которому посвящен этот день.
Крещение всегда воспринималось как второе рождение. В силу сложившейся исторической традиции регистрация рождение, крещение и наречение именем слилось в единый праздник. Поэтому с точки зрения члена православной общины именно именины и являлись днем его "истинного" рождения.
Человеческое мышление имеет существенную инерцию и празднование именин как дня рождения продолжилось и после 1917 года, то есть после отделения церкви от государства.