Главное меню

Выражение - "на ладан дышит", когда и где появилось? Что означает?

Автор Yom, Март 18, 2024, 01:21

« назад - далее »

Yom

Помогите решить Выражение - "на ладан дышит", когда и где появилось? Что означает?.

Udelar

Дышать на ладан - это печальное выражение. И означает оно печальную ситуацию.
так бывает, что становится понятно: смерть больного или раненого приближается.
И тогда по канонам христианства (что в православии, что в католицизме, да и в других ветвях христианства) принято призывать к умирающему священника.
Его задача - исповедовать больного, простить (отпустить) ему грехи земные и по возможности причастить.
По возможности, поскольку если сознание угасает, то с причастием может случится казус, если больной выплюнет просвирку, которая символизирует Тело Господне.
При чем же здесь ладан?
У постели больного по сути происходит небольшое богослужение. И во время оного священник зажигает кусочек ладана, кладет его в кадило и кадит, отгоняя злых духов.
Ароматный дым ладана наполняет комнату.
А больной?
А больной или умирающий этим ладаном дышит.
Ладан - это смола особой сирийской сосны. Дымок от ее воскурения имеет по преданию целебные и святительные свойства.
                                                                              

Camain

Воскурение фимиама (в основе которого как раз и есть ладан - застывшая ароматическая смола субтропических деревьев) является одним из элементов ритуала соборования - христианского таинства подготовки умирающего к неизбежной смерти. Поэтому выражение "дышать на ладан" (фиксирующееся в литературных источниках с 18 века) означает предсмертное состояние незадолго до соборования.

Майк К

Каким ладаном пользоваться при той или иной болезни. Различные  сорта ладана. Старушки жуют ладан, обсуждают: какой ладан - "от чего". Нормально. В последнее время Православие вернулось и к воскурению т.наз. фимиама в домашних условиях (также различные сорта).  "живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное",- Иоанн Златоуст, толкование на  Еф. 5:2