Главное меню

Новости:

SMF - Just Installed!

Какое из пяти стихтворных отрывков написано в ХХ веке?

Автор Hmat, Март 20, 2024, 11:00

« назад - далее »

Hmat

Даны пять стихотворных отрывков. Четыре из них написаны в XIX веке, один - в XX. Какой?
А. То из-под ног мотнётся крыса,
То юркнет в норку бурундук...
Б. "Вон, вон отсюда!" - крикнул старший. Вдруг
Исчезли все, юркнув в одно мгновенье...
В. Кольцо юркнуло в воду;
Искал... но, где сыскать!..
Г. Мечта любви унесена,
Как в тень юркнувшая волна...
Д. Увы, блестящей полосой
Юркнула в темноту.

Uscel

Вопрос на смекалку. Я сомневаюсь, что современным школьникам настолько хорошо знакомо творчество поэтов XIX века, да и поэта XX века (в данном случае это Заболоцкий), чьи строки приведены в задании, чтобы эти школьники прямо-таки сразу вспомнили авторов данных строк. Ладно ещё Фет, куда ни шло, но Огарёв? Но тем и хитро задание, чтобы не напрягать память и не рыться в сети в поисках автора. Достаточно заметить во всех цитатах одно повторяющееся слово - глагол "юркнуть" в различных формах. А потом обратить внимание на ударение в этом слове. Тексты стихотворные, поэтому под размер строфы ударение поставился без проблем. И что мы видим? В четырех цитатах из пяти ударение в этом слове падает на "у" (юркну́ть), что соответствовало нормам грамматики XIX века. И только в цитате под буквой А ударение поставлено в соответствии с нормой XX века - ю́ркнет. Вот и ответ: вариант А.
                                                                              

YuraU

Действительно, данное задание вовсе не для того, чтобы напрягать память (особенно, если не читали эти произведения) или сидеть гуглить в интернете, чтобы определить авторов и время создания произведений. Можно идти более быстрым путем, но тут и  вправду нужна смекалка, внимательность, и конечно чутье. Нетрудно заметить присутствие во всех цитатах слова "юркнуть". Это удивительное слово примечательно тем, что в 19 и 20 веках оно имело разные произношения. Если раньше ударение падало на второй слог, то с прошлого века - на первый.  Во время чтения этих строк можно почувствовать, что ударение само по себе падает как надо - в первом примере на первый слог, в остальных на второй. Следовательно, правильным ответом является первый вариант - А.

Kexen

Во всех пяти отрывках есть глагол "юркнуть", значение которого известно далеко не всем учащимся, хотя из контекста понятно, что что-то или кто-то быстро исчезает.
У глагола есть прямое и переносное значение.
Прямое - юрким, т. е. вёртким, движением скрыться, обычно в узкое пространство: Мышь юркнула в щель.
Второе значение - переносное, связано со значением глагола "скользить" - плавным и быстрым движением скрыться.
Так вот второе значение можно считать устаревшим. Именно в этом значении употребляется глагол "юркнуть" в примерах под буквами Б, В, Г, Д. Они и относятся к написанным в XIX веке, чему мы и находим подтверждение, определив, из каких произведений эти строки:
К тому же ударение в слове тогда ставилось на второй слог, а в 20 веке нормой является глагол с ударением на первом слоге.
Под буквой А) глагол употреблён в прямом значении, где бурундук, как и в приведённом ранее примере мышь, скрывается быстро = юркнул в нору, и ударение падает на первый слог.
Действительно, это строки из поэмы Н. Заболоцкого "Рубрук в Монголии", 1958.

Udelar

Разумеется, всю русскую поэзию в уме держать невозможно, поэтому выделять стихотворение, написанное в ХХ веке надо по каким-то признакам.
Все стихотворные приведенные строчки имеют одно общее слово - юркнул-юркнули.
И вопрос касается норм произношения этого слова.
В 19 веке многие слова произносились с ударением иным, чем потом было распространено в веке ХХ.
Таких примеров можно найти множество у того же Александра Грибоедова.
В данном тексте уже определены авторы стихотворных строк, очевидно с помощью интернета, Но самый верный способ предложил Казуар. Идентифицировать строчки по способу постановки ударения в слове юркнул.
Почему стихотворения?
Именно стихотворение с его ритмическим чередованием ударных и безударных слогов дает нам правильное прочтение этого слова как было принято в 19 и в ХХ веке.
Ответ.
Вариант А)

Богдан_Р

Ого, какое непростое задание!
Да неужели же в восьмом-девятом классе школьники так хорошо знакомы с произведениями русских поэтов, пусть и столь известных, как Жуковский или Фет,
чтобы без подглядывания в интернет дать верный ответ на это задание?
Ведь совершенно ничего в тексте процитированных фрагментов не указывает на столетие, в котором они написаны.
Не скрою, мне пришлось гуглить каждую строчку, но к чести своей собственной, гуглить потом по фамилии поэта годы его жизни мне не было нужды.
Фет (два фрагмента его), Жуковский, Огарёв - это всё век девятнадцатый.
А вот Николай Заболоцкий (фрагмент А) - это век прошлый, двадцатый.

Kexen

Вариант "Б)" это отрывок из стихотворения Афанасия Фета "Сон" который был им написан в 1856 году, то есть в 19 веке и также к 19 веку, только к его началу относится отрывок из стихотворения Жуковского "Песня" который относится к варианту "В)", так как данное стихотворение было написано в 1816 году.
Варианты "Г" и "Д" тоже содержат в себе отрывки из стихотворений 19 века, так как в варианте "Г)" у нас отрывок из стихотворения Огарева "Матвей Радаев" написанное в 1856 году, а в варианте "Д)" мы имеем стихотворение Фета "Рыбка" которое он написал в 1858 году. Ну и все эти стихотворения объединяет то что в них в слове "юркнуть" ударение падает на "у" что выделяет номы грамматики XIX века.
Ну а вот вариант "А)" и стихотворение Заболоцкого под названием "Рубрук в Монголии", написанное в 1958 году это верный вариант. В нем в слове "юркнет" ударение уже падает на первый слог что соответствует правилам грамматики 20 века. 

Lik

Для выполнения задания не требуется знать наизусть все эти стихотворные произведения, а также, кто их написал, и в каком веке он творил. Здесь нужно обратить внимание на наличие в каждом из этих отрывков глагола "юркнуть" в разных формах. А затем прочитать эти отрывки, обращая внимание на стихотворный ритм. Тогда мы заметим, что во всех отрывках, кроме одного, в глаголе "юркнуть" ударение ставится на второй слог: юркнУв в одно мгновенье, юркнУло в воду, юркнУвшая волна, юркнУла в темноту, что соответствует орфоэпическим нормам XIX века. И лишь в первом отрывке ударение в слове "юркнуть" падает на первый слог - Юркнет в норку - по орфоэпическим нормам ХХ столетия. По этому признаку и выбираем вариант А в качестве правильного. А названия произведений и их авторы уже названы другими отвечающими, повторяться не буду.

Ofa

Вопрос весьма не простой, тем более он предложен школьникам а не взрослым. В каждом из пяти стихотворных отрывков есть одинаковое слово. Это "юркнуть, юркнуло, юркнет, юркнув. Но вслух прочитав эти стихотворные отрывки понимаешь, что в одном из них ударение на указанное слово на первом слоге, а в остальных, на втором. Так в первом отрыв ударение на первый слог "Юркнет". В остальных отрывках:юркнУв, юркнУло, юркнУвшая, юркнУла. Разумеется это отрывки стихотворные и с ударением поэты иногда обращаются не так, как правила русского языка предписывают, но  поискав в сети эт отрывки, пришла к выводу, что в XX веке написано стихотворение под буквой А.Здесь ударение на первый слог и это соответствует современному русскому языку, его грамматике. Остальные отрывки из стихотворений XIX века. Правильный ответ А.

Wol

В предложенных строчках идентификация времени их написания, XIX-й это век или XX-й, зависит от постановки ударения в слове "юркнуть". В XIX веке ударение в нем ставили на второй слог. И только в одном из приведенных стихотворных отрывков ударение в этом слове стоит на первом слоге:
А. То из-под ног мотнётся крыса,
То юркнет в норку бурундук...
Именно эти стихи (а этот отрывок - из поэмы Николая Заболоцкого "Рубрук в Монголии") написаны в XX веке.